Юность — трудная пора

Прозвенел последний звонок. Учителя снарядили своих питомцев–выпускников в дальнюю дорогу, на которой им придётся сделать первый  шаг в большую жизнь. Юные ребята отправляются в дальнейшее большое плавание сами. Надо самим выбрать свою стезю в жизни. Надо самим пробиваться, пытаться, побеждать, терпеть поражение и начинать сначала. Юность — это неизведанные пути, где  каждую минуту узнаёшь новое, где всё вокруг меняется, и тем самым каждую минуту ты меняешься тоже. Это время важнейшего выбора: кем быть?

Как-то я попросила учащихся высказать своё мнение о том, что годы юности – самые трудные годы жизни.

С этим мнением согласились те, чья жизнь наполнена заботами, познанием, спортом, общением с людьми, глубоким размышлением  о себе, о своём настоящем, о будущем. Те, кто переживает свои ошибки, борется  с препятствиями в нашей такой трудной жизни.

Вот что написал Сёма К.: «Ты обязан быть хозяином жизни, — наставляли нас наши учителя, — а для этого нужно иметь свои взгляды на жизнь, свои убеждения, отстаивать их». Но, если бы вы знали, как же трудно уметь сопротивляться любым вредным влияниям! Как трудно быть нетерпеливым к подлости, как трудно искать свои решения и вести себя честно!»

Согласились и те, кто вместо деятельности, насыщенной реальной жизни, которую организовать себе бывает очень трудно, избирают уход в мир фантазий, иллюзий. Кто не видел в реальной жизни ничего хорошего, живя в придуманном мире, они понимают, что вечно так продолжаться не может, что рано или поздно реальная жизнь призовёт их и потребует выбора, решений, действий. А это всегда нелегко!

Да, внезапные прозрения, меняющие отношение к миру, а значит, и к самому себе – это и есть выборы. Как поведал мне Саша Д.: «Не понимал, что значит не спать всю ночь и встать новым человеком. Казалось, что простым смертным это недоступно. И вдруг…просто не спалось, а хотелось думать. Как я мог раньше не видеть, что мир действительно прекрасен, что всё вокруг – деяние рук человеческих. Читал, слышал, но не понимал, это не объяснить, каждый человек должен это пережить сам».

Соглашаются с этим мнением и те, у кого непростая обстановка в семье, нет понимания. Катя Р. делится: «Родные – это люди, которые задают вопросы назидательным тоном. Правда, ничего плохого я от них не вижу, но и хорошего тоже, хотя я любимица бабушкиных подружек: коса ниже пояса, не крашусь, мини-юбки и драные джинсы не ношу, читаю много. Казалось вот, хватит с них, а всё равно им мало. Требуют всё, требуют…»

И те, кто попал в тиски какой-либо компании, хочет и не может из неё вырваться. И такие, кто хочет больше, чем может (в спорте, учёбе, обладании престижными вещами). Наконец, те  юноши и девушки, о которых говорят учителя: «разбрасываются». Они за всё хватаются, всё хотят попробовать и не в состоянии на чём-то остановиться. Они информированы о многом, но не компетентны ни в чём, всем увлекаются, но ничем не увлечены. Это у них всё поверхностно. Правда, при определённых условиях их поверхность может стать основой серьёзных жизнерадостных отношений, перспектив.

Зато немало и таких, кто никак не может взять в толк, чем же их юность трудна. Это те, кто уютно устроился в своей компании, где все вполне довольны друг другом и своей жизнью. Так Юля С. делится: «Меня бесят правильные мальчики и девочки, которые сидят дома и зубрят, зубрят. Я, например, предпочитаю завалиться со своей компанией в бар или где-либо хорошо потусоваться. Здесь мы все вместе, здесь нам интересно. Мы хотим быть такими, какие есть, у нас всё впереди, и другой жизни нам не надо! »

Но Юлю не беспокоит, будет ли так всегда? У кого-то, может  быть, и не будет. И пройдёт человек по жизни, ни разу не задумавшись ни о чём серьёзном, никого не порадовав, не сделав добро, обокрав в конечном итоге самого себя. И, возможно, даже никогда не поймёт, что жизнь прошла мимо. Его можно осуждать, можно сочувствовать, но можно и пожалеть! Но помочь себе он сможет только сам, а ещё друзья, взрослые, если таковые встречаются.

А у других будет иначе. Они вдруг в минуту озарения поймут, что что-то не так в их жизни. И это озарение станет началом их нового пути к людям, к миру, у будущему, к смыслу жизни, к себе самим – истинным. И тогда выяснится, что путь этот весьма не прост, порой тернист.

Они, наконец, поймут, что юность трудна уже тем, что это время и выбора профессии, стиля жизни, принципов и т.д., от которого нередко зависит вся дальнейшая жизнь.

Но хотят или не хотят, осознают или не осознают они всё равно обязаны совершать выбор. Юные и совершают его.

В юности так легко терять голову. И всё равно надо делать выбор и принимать решения.

Лариса Евдокимова
преподаватель – методист, учитель высшей категории.